Кто такой наставник?
Наставник – это человек, который воодушевляет Вас и помогает извлечь максимальную пользу из Ваших личных ресурсов и ресурсов Вашего предприятия.
Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций (ОО) по внедрению целевой модели наставничества (ЦМН)
№ п.п. |
Наименование документа |
|
Нормативные документы, регламентирующие наставничество педагогических работников |
||
1 |
Приказ, регламентирующий деятельность ОО в рамках наставничества |
|
2 |
||
3 |
Программа профессионального развития молодого специалиста и/или индивидуальный план работы наставника с молодым специалистом |
|
4 |
Хороший наставник
- имеет многолетний опыт самостоятельного предпринимательства
- владеет искусством общения, является хорошим слушателем
- строит общение на основе взаимоуважения
- открыто рассказывает о своих победах и поражениях
- поддерживает Вас в решении проблем
- не вмешивается в руководство Вашего бизнеса
- признает за Вами принятие всех решений
- не относится к Вам, как к сопернику
- не финансирует Ваш бизнес
Несмотря на то, что окончательное решение всегда остается за Вами, наставник может оказать неоценимую помощь в определении необходимой поддержки, рассмотрении вариантов развития или решения проблем и получении новой информации. Наставник должен стать Вашим доверенным лицом и помочь Вам сделать осознанный выбор.
Требования к потенциальным наставникам
- Имеет опыт успешного ведения предпринимательской деятельности (в качестве индивидуального предпринимателя или руководителя (либо владельца) малого или среднего предприятия) в течение не менее чем 5 лет из последних 10 лет
- Готов и обладает способностями делиться опытом
- Готов пройти обучение взаимодействию с наставляемым
- Обладает положительной деловой репутацией
- Готов уделять необходимое время на общение с наставляемым
Что должен делать наставник
- высказывает независимое мнение о предпринимателе и его бизнесе;
- выслушивает на условиях конфиденциальности вопросы, которые волнуют владельца бизнеса в связи с его компанией;
- делится с наставляемым своим собственным опытом взлетов и падений;
- по-дружески и беспристрастно помогает наставляемому и направляет его;
- дает честную и конструктивную обратную связь;
- помогает расставлять приоритеты в бизнесе, ставить правильные цели и достигать их;
- показывает возможные пути или задает те вопросы, которые помогают сделать выбор между возможными вариантами;
- выступает в качестве референтной группы для идей протеже;
- помогает принимать правильные решения, предлагая альтернативы на основе собственного опыта;
- постоянно поддерживает и воодушевляет.
Чего не должен делать наставник
- не финансирует бизнес наставляемого;
- не действует вместо него;
- не предоставляет готовых ответов;
- не относится к наставляемому как к сопернику;
- не решает все проблемы наставляемого.
Наставник не берет на себя обеспечение успеха бизнеса наставляемого и не принимает за него какие-либо решения; полная ответственность за развитие бизнеса лежит исключительно на его владельце.
Ключевые навыки наставников
- слушает протеже, чтобы понять
- задает вопросы, чтобы прояснить детали и убедиться, что все понял правильно
- задает уточняющие вопросы, чтобы найти варианты решений и прояснить последствия
- готов заниматься тем, что они запланировали с наставляемым
Установление успешных взаимоотношений с наставляемым
- составить предварительное расписание регулярных встреч
- установить основные правила, которых Вы оба будете придерживаться
- во время Ваших встреч вести записи и использовать их как основу для будущих дискуссий
- работать над созданием доверительных отношений с наставляемым
- постараться сохранить хорошие взаимоотношения в течение всего периода совместной работы
Эффективные встречи обеспечат Вам понимание цели и удовлетворение от достигнутого.
Способы коммуникации наставника с наставляемым
Наставник «направляет», а не «заставляет»
Наставник никогда не «давит», давая советы или инструкции
«Если не обучать наставников перед тем, как они начнут взаимодействовать со своими наставляемыми и не повышать квалификацию наставников дополнительным обучением и не давать им поддержку в процессе, то количество успешных пар будет не более 1/3. А если делать все это, то 2/3 и почти 3/3 соответственно»
Профессор Дэвид Клатербак (известный международный эксперт по наставничеству)