Кто такой наставник?

Наставник – это человек, который воодушевляет Вас и помогает извлечь максимальную пользу из Ваших личных ресурсов и ресурсов Вашего предприятия.

Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций (ОО) по внедрению целевой модели наставничества (ЦМН)

№ п.п.

Наименование документа

Нормативные документы, регламентирующие наставничество педагогических работников

1        

Приказ, регламентирующий деятельность ОО в рамках наставничества

2        

Положение о наставничестве

3        

Программа профессионального развития молодого специалиста и/или индивидуальный план работы наставника с молодым специалистом

4

«Дорожная карта» внедрения ЦМН

Хороший наставник

  • имеет многолетний опыт самостоятельного предпринимательства 
  • владеет искусством общения, является хорошим слушателем
  • строит общение на основе взаимоуважения
  • открыто рассказывает о своих победах и поражениях
  • поддерживает Вас в решении проблем
  • не вмешивается в руководство Вашего бизнеса
  • признает за Вами принятие всех решений 
  • не относится к Вам, как к сопернику
  • не финансирует  Ваш бизнес

Несмотря на то, что окончательное решение всегда остается за Вами, наставник может оказать неоценимую помощь в определении необходимой поддержки, рассмотрении вариантов развития или решения проблем и получении новой информации. Наставник должен стать Вашим доверенным лицом и помочь Вам сделать осознанный выбор.

Требования к потенциальным наставникам

  • Имеет опыт успешного ведения предпринимательской деятельности (в качестве индивидуального предпринимателя или руководителя (либо владельца) малого или среднего предприятия) в течение не менее чем 5 лет из последних 10 лет
  • Готов и обладает способностями делиться опытом
  • Готов пройти обучение взаимодействию с наставляемым
  • Обладает положительной деловой репутацией
  • Готов уделять необходимое время на общение с наставляемым

Что должен делать наставник

  • высказывает независимое мнение о предпринимателе и его бизнесе;
  • выслушивает на условиях конфиденциальности вопросы, которые волнуют владельца бизнеса в связи с его компанией;
  • делится с наставляемым своим собственным опытом взлетов и падений;
  • по-дружески и беспристрастно помогает наставляемому и направляет его;
  • дает честную и конструктивную обратную связь;
  • помогает расставлять приоритеты в бизнесе, ставить правильные цели и достигать их;
  • показывает возможные пути или задает те вопросы, которые помогают  сделать  выбор между возможными вариантами;
  • выступает в качестве референтной группы для идей протеже;
  • помогает принимать правильные решения, предлагая альтернативы на основе собственного опыта;
  • постоянно поддерживает и воодушевляет.

Чего не должен делать наставник

  • не финансирует бизнес наставляемого;
  • не действует вместо него;
  • не предоставляет готовых ответов;
  • не относится к наставляемому как к сопернику;
  • не решает все проблемы наставляемого.

Наставник не берет на себя обеспечение успеха бизнеса наставляемого и не принимает за него какие-либо решения; полная ответственность за развитие бизнеса лежит исключительно на его владельце.

Ключевые навыки наставников

  • слушает протеже, чтобы понять
  • задает вопросы, чтобы прояснить детали и убедиться, что все понял правильно
  • задает уточняющие вопросы, чтобы найти варианты решений и прояснить последствия
  • готов заниматься тем, что они запланировали с наставляемым

Установление успешных взаимоотношений с наставляемым

  • составить предварительное расписание регулярных встреч
  • установить основные правила, которых Вы оба будете придерживаться
  • во время Ваших встреч вести записи и использовать их как основу для будущих дискуссий
  • работать над созданием доверительных отношений с наставляемым
  • постараться сохранить хорошие взаимоотношения в течение всего периода совместной работы

Эффективные встречи обеспечат Вам понимание цели и удовлетворение от достигнутого.

Способы коммуникации наставника с наставляемым

Наставник «направляет», а не «заставляет»

Наставник никогда не «давит», давая советы или инструкции

«Если не обучать наставников перед тем, как они начнут взаимодействовать со своими наставляемыми и не повышать квалификацию наставников дополнительным обучением и не давать им поддержку в процессе, то количество успешных пар будет не более 1/3. А если делать все это, то 2/3 и почти 3/3 соответственно»

Профессор Дэвид Клатербак (известный международный эксперт по наставничеству)